С проектом изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь можно ознакомиться на русском и белорусском языке. Мнения граждан относительно содержания проекта изменений и дополнений, а также возможные предложения по его совершенствованию направляются в Национальный центр правовой информации:по электронной почте sbor@ncpi.gov.by;посредством электронной формы;в письменном виде по адресу 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а, НЦПИ, с пометкой «Конституция».

Поступившие материалы будут обобщаться и систематизироваться Национальным центром правовой информации.

 

Предлагаемые изменения и дополнения:

Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула и 80 статей (более 160 нормативных положений). Исключены 2 статьи.

Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими более 50 новых нормативных положений.

Текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей.

Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.

Основные изменения:

  • положения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции), актуализированы (осовременены) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений;
  • включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54);
  • сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства;
  • особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47);
  • повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45);
  • государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51);
  • Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету;
  • закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46);
  • Всебелорусское народное собрание — станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти (глава 31).

Полномочия ВНС:

  • принимать основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития);
  • предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;
  • предлагать проведение республиканского референдума;
  • предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;
  • рассматривать вопрос о легитимности выборов;
  • принимать решение об импичменте Президенту;
  • вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;
  • рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;
  • вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии;
  • закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц;
  • Организационная структура ВНС — Президиум, Председатель и его заместители, избираемые делегатами Собрания. Срок полномочий — 5 лет, проведение заседаний — ежегодно. Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием.

В отношении должности Президента предлагается:

  • ужесточение требований к кандидатам (повышается возраст — не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);
  • введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);
  • упрощение процедуры импичмента (новое основание — систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);
  • упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами;
  • придание указам подзаконного характера (статья 85);
  • наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);
  • закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).

Изменения в деятельности Парламента и Правительства:

  • для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93);
  • предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95);
  • депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98);
  • назначение на должности всех «ключевых» руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98);
  • возложение на Председателя верхней палаты Парламента — Совета Республики — полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881);
  • законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);
  • Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107);
  • для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);
  • из Конституции исключаются положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц;
  • усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).

Изменения в избирательном процессе:

  • закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием) (статья 71);
  • снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей) (статья 64);
  • урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);
  • сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе (статья 69);
  • сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).
  • уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).

Изменения в судебной системе:

  • изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);
  • закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);
  • существенное повышение статуса и значения Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет:
    давать толкование Конституции;
  • выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
    проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;
  • оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента;
  • выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;
  • рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
  • по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции.

Рассмотрев и приняв предложения по изменению и дополнению Конституции, с одной стороны, мы создаем правовую основу развития Республики Беларусь на десятилетия вперед, с другой — создаем механизмы, которые обеспечат это развитие и обезопасят белорусскую государственность.