В марте 2025 учащиеся образовательного направления «Биотехнологии» познакомятся с новой учебной программой «Генная инженерия».
Программа направлена на формирование эмпирического базиса в области генной инженерии микроорганизмов для решения биотехнологических задач фундаментального и прикладного характера, а так же изучение строения бактериальной клетки и особенностей организации генетического материала прокариот.
Мы пообщались с Олесей Владимировной Евдокимовой, научным сотрудником лаборатории «Центр аналитических и генно-инженерных исследований» государственного научного учреждения «Институт микробиологии Национальной академии наук Беларуси», которая рассказала, что же ждет учащихся в марте.
- Как возникла идея создания данной программы?
Мы заметили, что в Национальном детском технопарке реализуется несколько программ, связанных с биотехнологией, но ни в одной из них ребят не знакомят с генной инженерией. А ведь без этого направления современная биотехнология невозможна, так как большинство биотехнологических разработок связано изменением молекул ДНК живых клеток.
- Что будут изучать учащиеся в рамках новой программы?
Мы расскажем учащимся о бактериях — основных “рабочих лошадках” биотехнологии, и об интереснейших молекулах, контролирующих все их свойства и поведение — молекулах ДНК. Мы научим, как, опираясь на знания о структуре ДНК, можно манипулировать этими невидимыми глазом молекулами, и конструировать новые штаммы бактерий. Расскажем, как ориентироваться в сложных данных, получаемых при “расшифровке” ДНК живых клеток и какую роль в генной инженерии играет биоинформатика, которая разрабатывает и использует компьютерные программы для работы с этими данными. Также мы попробуем создать и воплотить в реальность исследовательские проекты, результаты которых могли бы найти применение в пищевой, фармацевтической и другой промышленности, медицине.
- Чем уникальна данная программа?
В нашей программе учащиеся смогут увидеть биологию под другим углом: как инженеры-конструкторы, они будут заниматься дизайном и созданием новых молекул наследственной информации. Сначала они будут моделировать эксперименты по изменению ДНК в специальных компьютерных программах, и затем воплощать эти проекты в реальность. С одной стороны, занимаясь генной инженерией, учащиеся смогут почувствовать себя героями фантастической книги или фильма, в котором ген одного организма вносят в другой, и получают новое существо (только оно будет не опасное). А с другой стороны, знания, полученные в рамках реализации учебной программы, помогут выработать у учащихся научно обоснованное отношение к генно-модифицированным организмам.
- Где ребята смогут применить знания, приобретенные в рамках образовательной смены?
Полученные знания ребята смогут применить при изучении генетики как в рамках школьной программы, так и позже в университете. Кроме того, знания пригодятся и в повседневной жизни. После прохождения курса у учащихся не будет возникать вопросов, что такое и зачем нужны генная терапия, ДНК-тесты или ПЦР-анализ, которые сегодня широко применяются в медицине, криминалистике, санитарном контроле и в других сферах
- Какие проекты вы планируете создать с детьми в рамках смены?
Мы планируем создавать и совершенствовать различные генно-инженерные молекулы ДНК, которые будут “перепрограммировать” бактерии на синтез веществ, востребованных в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве и т.д.
- Кем разработана новая программа и почему стоит приехать именно на эту программу?
Программа разработана сотрудниками лаборатории “Центр аналитических и генно-инженерных исследований” Института микробиологии Национальной академии наук Беларуси, которые обладают знаниями и опытом работы с молекулами ДНК: от расшифровки бактериальных геномов до создания бактерий с заданными свойствами. Программа будет чрезвычайно полезна, если вы заинтересованы в исследованиях или работе в сфере биотехнологии, потому что в современной науке генная инженерия является локомотивом биотехнологии и медицины.
- Какие перспективы в будущем у выпускников вашей учебной программы?
Генная инженерия — это область знаний, в основе которой лежат различные разделы биологии и других наук. Поэтому мы считаем, что программа поможет учащимся понять и выбрать будущее направление для учебы и работы в сфере биологии: это может быть микробиология, биоинформатика, молекулярная биология, генетика.