«Инженерная экология» – одно из самых первых направлений в истории деятельности Национального детского технопарка. Когда наше учреждения образования начало реализовывать 15 профилей, «Инженерная экология» немного затерялась в потоке столь интересных и привлекательных названий остальных образовательных направлений. Но мы не дадим забыть, насколько это перспективное и актуальное для современности направление.

Подробнее об этом расскажет Ирина Викторовна Скуратович, преподаватель «Инженерной экологии»:

  1. Расскажите о том, как Вы пришли в «Инженерную экологию»? Чем Вас увлекла эта наука?

Я училась в химико-биологическом лицейском классе и хотела поступать на химфак БГУ. С 9 класса принимала участие в олимпиадах по биологии, химии, математике. Уже когда поехала подавать документы, узнала, что в БНТУ открылась новая специальность «Экологический менеджмент и аудит в промышленности». С золотой медалью и олимпиадами я поступила без экзаменов и не разочаровалась в своём выборе. Учиться было очень интересно – получила современную, востребованную профессию. Но меня привлекала и научная работа. Поэтому я пошла учиться дальше – в магистратуру и аспирантуру, осталась преподавать на кафедре.

 

  1. Вы являетесь экспертом UNIDO по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям. Расскажите, пожалуйста, кратко об этой конференции. Что Вам дал опыт участия в ней?

Опыт участия в программе ЮНИДО «Ресурсоэффективное и более чистое производство» в качестве эксперта позволил мне применить на практике полученные знания: проводить комплексный анализ материальных и энергетических ресурсов предприятия, разрабатывать мероприятия по предотвращению загрязнения, проводить техническую, экономическую и экологическую оценку природоохранных мероприятий.

 

  1. Какие знания (или правила) в своей научной области Вы считаете основополагающими и стремитесь в первую очередь передать их своим ученикам?

Если говорить о поиске решений в области охраны окружающей среды, я учу ребят руководствоваться двумя важными правилами: «Предотвращение загрязнения выгодно!» и «Отходы – в доходы!»

 

  1. Как давно Вы преподаёте в Национальном детском технопарке? Какое мнение сложилось у Вас о джуниорах, которые приезжают на обучение?

В Детском технопарке я и мои коллеги, Зеленухо Елена Владимировна и Благовещенская Татьяна Станиславовна, преподаем с октября 2022 года.

Сейчас к нам приехала уже 6 смена ребят, и некоторые приезжают второй и третий раз к нам на смену. Мне очень нравится работать с нашими школьниками! Это увлечённые, умные, талантливые дети, целеустремлённые, креативные! Пожалуй, в нашей работе есть только один грустный момент – ребята уезжают, за смену мы успеваем к ним привязаться и потом очень скучаем. Мы стараемся поддерживать общение с учениками, следить за их дальнейшими успехами.

 

  1. Кратко: что основное изучают дети на программе «Оценка качества окружающей среды и способы предотвращения загрязнения»?

Ребята изучают три основных направления:

  1. Воздействие технологических процессов на компоненты окружающей среды. Инструментальные и расчетные методы определения уровня загрязнения.
  2. Процессы, технологии и оборудование очистки сточных вод, методы очистки воздуха от газообразных примесей, обращения с отходами, рекультивации техногенно-нарушенных земель.
  3. Мероприятия по снижению воздействия технологических процессов на окружающую среду на основании подхода по предотвращению загрязнения: замена сырья и материалов, модификация оборудования, внесение изменений в технологический процесс.

 

  1. Сможете выделить 3 самых лучших проекта, разработанных джуниорами «Инженерной экологии» под Вашим руководством?

Каждый раз нам очень сложно определиться с выбором лучшего проекта. Все ребята очень стараются и выкладываются на смене по максимуму!

Особенно хочу отметить проекты, которые ребята продолжали развивать и во время дистанционного обучения:

  • Проект «Использование отходов льнопроизводства в энергетических целях» Лариной Насти и Мазуриной Любы получил высокую оценку главы государства А. Г. Лукашенко, был отмечен на конкурсе «100 идей для Беларуси».
  • За проект «Использование растений-галофитов для биологической рекультивации засоленных земель» Борисевич Настя получила диплом призёра на Международном Форуме в Санкт-Петербурге.
  • И не могу не отметить проект «Снижение воздействия сточных вод предприятий молочной промышленности на окружающую среду», который подготовили на нашей самой первой смене двое ребят, ученики 9 класса Козловская Саша и Нестерович Матвей. Они великолепно защитили свою работу в конце смены!

 

  1. Каких детей Вы хотите видеть в ряду учащихся своего направления?

Заинтересованных в получении новых знаний.

 

  1. Чем Вы гордитесь больше всего в своей преподавательской и научной деятельности?

Горжусь выпускниками нашей специальности и тем, что удалось привить им любовь к профессии.  Радуюсь и за школьников, которые были на смене «Инженерная экология», знаю, что они станут замечательными студентами и специалистами, продолжат научно-исследовательскую работу.

 

  1. Можете ли сказать, что будущее — за «Инженерной экологией»? Да/нет, почему?

Конечно, да! Есть такое выражение «Думай глобально, действуй локально!» Выход из экологического кризиса возможен только с личным участием каждого из нас. Экологические знания важны везде – и в быту, и на производстве, и при принятии экономических и управленческих решений.

 

Благодарим Ирину Викторовну за то, что подробно рассказала нам об «Инженерной экологии»!