1 января 2021 года по указу Президента Республики Беларусь начал работу Национальный детский технопарк – учреждение образования, созданное с целью поддержки одаренных учащихся, развития среди них интереса к научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также способствования стремлений к личностным достижениям в научной сфере.

Прошел ровно год: за это время Детский технопарк провел 9 образовательных смен, реализовал 4 образовательных направления и организовал несколько республиканских акций, направленных на патриотическое воспитание молодежи, активизацию интереса к изучению истории, а также развитие познавательной активности через встречи с интересными людьми и обогащение эмоционально-чувственного опыта учащихся в процессе коммуникации.

Но подробнее обо всех достижениях и успехах расскажет директор Национального детского технопарка Сергей Михайлович Сачко:

– Как запускался Национальный детский технопарк? Какие были волнения и опасения?

Сергей Михайлович: В первую очередь, надо отметить, что в Республике Беларусь таких учреждений не было: в большей степени мы ориентировались на опыт Российской Федерации. Но отличие заключается в том, что их смены – предметные, то есть математика, физика и т.д. Мы пошли по другому пути и реализовали проектные смены.

Главные опасения, которые возникли у нас на начальном этапе, заключались в кадровом подборе. Перед нами до сих пор стоит эта задача, хотя мы понимаем, что взаимодействие с высшими учебными учреждениями протекает успешно: необходимо прорабатывать каждый ВУЗ, заключать сетевые договоры, в том числе и на кадровую поддержку. Однако задача заключается в том, чтобы расширять взаимодействие с учреждениями образования и формировать двусторонние отношения, где каждая сторона остается в плюсе.

Очень важный вопрос – строительство. Например, сейчас идут строительные работы учебно-лабораторного корпуса и здания общежития, а это значит, что необходимо успеть к заявленным срокам, закупить определенное оборудование. Поэтому на сегодняшний день мы работаем в режиме метода проб и ошибок, чтобы поправить отдельные моменты и начать работу в новых лабораториях, имея определенный опыт и не допуская ошибок.

– Какие основные цели были поставлены на первый год работы Детского технопарка? На Ваш взгляд, были ли они достигнуты?

Сергей Михайлович: Основной целью и задачей на начальном этапе стало апробирование программы, которую мы внедряем. Проработать ее, чтобы ребятам было интересно, однако не дублировать из смены в смену: программа не должна быть однотипной, потому что многие учащиеся приезжают повторно на образовательные смены.

Второй основной задачей стала работа с высшими учебными учреждениями, которая, на мой взгляд, успешно реализуется: программы есть, образовательные направления проходят хорошо.

– Как Вы считаете, какое главное достижение было сделано Детским технопарком за этот год?

Сергей Михайлович: Главные наши достижения связаны с одаренными детьми: я уверен, что эти ребята должны быть замечены, нам необходимо продолжать с ними взаимодействовать, помогать им.

Также сегодня мы видим, что успешно реализуется дистанционное обучение: многие наши учащиеся защищают свои проекты в очной форме, а в дальнейшем продолжают взаимодействовать с преподавателями дистанционно и участвуют в различных конференциях. Их результаты отражаются в СМИ, и мы, конечно, искренне радуемся их успехам и разделяем их.

Поэтому мы и создавали это учреждение: чтобы собрать здесь одаренную молодежь, наблюдать за ними, поддерживать их.

– Есть ли у Вас какая-то статистика по регионам: допустим, из какого больше всего одаренных ребят приезжало в учреждение образования?

Сергей Михайлович: Да, такая статистика есть.

Если говорить непосредственно о количестве подачи заявок, то лидируют Минская, Витебская и Могилевская области. Если говорить о тех, кто не просто подает заявку, но и успешно проходит, то тут показатель несколько иной: больше всего проходят учащиеся из города Минска, Гродненской области, затем из Брестской и Минской.

Конечно, мы не гонимся за статистикой, наш приоритет – качество: чтобы в Национальный детский технопарк приезжали обучаться ребята, которым, прежде всего, это интересно. Тут еще присутствует фактор профориентации: иногда необходимо на одной смене побывать на одном образовательном направлении, на другой – поменять его, пройти обучение по другому профилю и выбрать то, что наиболее интересно.

– Какие планы ставит перед собой Национальный детский технопарк на 2022 год?

Сергей Михайлович: Основные цели касаются вопросов строительства и оснащения лабораторий, чтобы создать все необходимые условия, как поставил задачу Президент Республики Беларусь: в 2023 году мы должны войти в свои корпуса.

Школа, расположенная в жилом комплексе «Магистр», уже функционирует, так что первая образовательная смена 2022 года, которая пройдет с 10 января по 2 февраля, уже будет обучаться в ней.

Также в планах запустить новые направления и поменять образовательные площадки, а также продолжать активно сотрудничать с ВУЗами.

Выражаем благодарность всем, кто был с Национальным детским технопарком и вкладывал в его развитие свои силы и ресурсы! Дальше – больше.