С тех пор, как в Национальном детском технопарке реализовали 15 образовательных направлений, учащиеся встали перед непростым выбором: на какой профиль подать заявку. Названия всех образовательных направлений звучат интересно, но этого мало для окончательного принятия решения. Необходимо четко понимать, какие знания какое направление даст, и опираться на собственные интересы, цели и возможности.

Поэтому мы периодически освещаем деятельность образовательных направлений для того, чтобы у будущих джуниоров было ясное понимание атмосферы, в которую им предстоит погрузиться. В этом нам помогают преподаватели образовательных направлений. Сегодня это кураторы программы «Геоинформационные системы при добыче полезных ископаемых» профиля «Природные ресурсы» – Евгений Александрович Кухарик, доцент кафедры «Горные работы» БНТУ и кандидат геолого-минералогических наук, и Евгения Юрьевна Нарыжнова, старший преподаватель кафедры «Горные работы» БНТУ. 

 

  1. Объясните, пожалуйста, простыми словами: что учатся делать джуниоры Вашего направления?

Природные ресурсы – это направление, включающее в себя знания основ геологии, палеонтологии, добычи полезных ископаемых и их первичную переработку. Джуниоры нашего направления изучают геоинформационную систему Golden Software Surfer, её функциональные возможности для применение при добыче полезных ископаемых, кроме того исследуют процессы образования месторождений полезных ископаемых в различных геологических обстановках.

– Если говорить совсем простым языком, то джуниоры на протяжении текущей смены приобретают первичный опыт работы в современных геоинформационных системах применительно к решению задач добычи полезных ископаемых из недр.

 

  1. С помощью каких компьютерных программ они изучают геоинформационные системы? 

– Изучение геоинформационных систем ведётся с помощью программы Golden Software Surfer.

 

  1. Как джуниоры применяют полученные знания на практике?

– Применять полученные знания ребята смогут как в процессе своего дальнейшего обучения, прежде всего в случае поступления в вуз по какой-либо специальности естественнонаучного профиля (геология, география, картография, горное дело и др.), так и в дальнейшей трудовой деятельности, если она потребует знаний основ работы в геоинформационных системах.

Программа составлена таким образом, чтобы джуниоры могли овладеть всем комплексом знаний по реализации исследовательского проекта, изучить алгоритм реализации исследовательского проекта по выбранной теме, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, приобрести навыки сбора и обработки фактического материала для проведения исследования и научно-технического эксперимента.

 

  1. Над какими проектами работают ребята? Какой проект считаете перспективным в сфере геоинформационных систем при добыче полезных ископаемых? Почему?

– Темы проектов подобраны таким образом, что каждый из джуниоров получает для исследования конкретное месторождение полезного ископаемого на основе которого подсчитывает объём запасов с использованием цифрового и альтернативных методов. Кроме того, джуниоры учатся моделировать трёхмерную геологическую модель своего месторождения и строить геологические разрезы. 

Каждый из исследовательских проектов перспективен и уникален, так как для исследований используются реальные месторождения полезных ископаемых.

– Все проекты, которые выполнятся джуниорами в течение текущей смены, выполняются по схожим алгоритмам, однако на примере разных месторождений: песчано-гравийной смеси, глины и силикатного песка. Выделить какой-то наиболее перспективный проект, на мой взгляд, не представляется возможным, так как каждое из названных полезных ископаемых представляет значительную ценность для экономики страны. Скорее, большую перспективу я вижу в дальнейшем росте заинтересованных ребят, которые с помощью занятий в Детском технопарке получают импульс для развития в определенном актуальном направлении, формируют собственное поле интересов, что поможет им определиться с выбором будущей профессии.

 

  1. Как геоинформационные системы при добыче полезных ископаемых могут улучшить жизнь человечества?

Применение геоинформационных систем уже сегодня значительно упрощает процессы изучения и разработки месторождений полезных ископаемых, так как позволяет автоматизировать многие операции – моделирование и анализ геологического строения месторождения, подсчет запасов полезного ископаемого, планирование добычных работ, ведение информации об объемах добытого сырья и др.

– Внедрение в практику современных геоинформационных систем позволяет значительно сократить время и процесс обработки информации, повысить оперативность и точность принимаемых решений в задачах формирования двух- и трехмерных моделей залежей полезных ископаемых, подсчета объёмов вскрышных пород и полезного ископаемого, а также планирования горных работ.

 

Благодарим Евгению Юрьевну и Евгения Александровича за такой подробный рассказ о программе профиля «Природные ресурсы» – надеемся, нам удалось развеять все вопросы о деятельности этого образовательного направления!