На июньской образовательной смене появилась новая программа – «Экологическая биотехнология» в рамках направления «Биотехнологии». Нам, конечно же, стало очень интересно узнать, чем такая биотехнология отличается от тех, про которые нам доводилось писать. Придя в лабораторию, мы стали свидетелями такой картины: джуниоры чистят картофель и морковь, нарезают их треугольничками и укладывают пинцетом в чашку Петри. Посреди стола горит спиртовка, а чуть поодаль стоит растение, в листики которого джуниоры вкалывают суспензию клеток выделенных ими бактерий.
«Что-то новое, необычное», — подумали мы и отправились с вопросами к одному из кураторов направления — заведующей НИЛ молекулярной генетики и биотехнологии, кандидату биологических наук Ирине Николаевне Феклистовой.
Давайте начнём с определения! «Экологическая биотехнология» — что это?
Так называется раздел науки, который занимается решением различных задач охраны окружающей среды и рационального природопользования с использованием биологических объектов и биологических процессов.
Если это направление появилось в Детском технопарке, значит, оно актуально. Чем?
Биотехнологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их уже даже не замечаем! Они представляют собой полезные инструменты, оказывающие большую помощь в области устойчивого развития сельского, рыболовного и лесного хозяйства, а также в области пищевой, медицинской и других промышленностей.
«Экологическая биотехнология» включает в себя:
- биологическую очистку сточных вод,
- биодеградацию ксенобиотиков в окружающей среде,
- биоремедиацию загрязнённых нефтепродуктами почв,
- получение биогаза,
- создание средств биологической борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур,
- создание альтернативных химических пестицидов.
В человеке, который интересуется данным направлением, формируется экологически ориентированный подход к решению проблем современности.
Специалисты в области «Экологической биотехнологии» могут:
- создавать новые виды продуктов питания и животных кормов;
- проводить селекцию новых штаммов полезных микроорганизмов;
- создавать и применять биологические препараты для защиты растений от болезней и вредителей;
- моделировать и производить биологически активные соединения с помощью микроорганизмов,
- разрабатывать новые биотехнологические методы по защите окружающей среды.
А всё это, несомненно, приведёт к качественному улучшению жизни человека!
Что изучают наши джуниоры в теоретической части программы?
Мы преподаём им теоретические основы фундаментальных и прикладных аспектов сельскохозяйственной микробиологии. Также рассказываем о потенциале микроорганизмов и целях их применения в различных отраслях биотехнологии.
А на практике?
На практике школьники осваивают классические и инновационные методы микробиологии, формируют навыки моделирования микробиологических опытов, учатся асептической работе в научной лаборатории. Мы как педагоги помогаем ребятам освоить методы выделения, получения и хранения чистых культур микроорганизмов. Чистка картофеля и моркови, уколы в листки растений – как раз об этом.
Каждое направление хотя бы раз в смену отправляется на образовательную экскурсию. Куда ездят джуниоры «Экологической биотехнологии»?
Ребята уже посетили Институт защиты растений. Это ведущий научный и методический центр, координирующий научные исследования по защите сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков в Беларуси. Школьников особенно впечатлила лаборатория микробиологического метода защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней. Там им рассказали о принципах применения энтомопатогенных микроскопических грибов, показали лабораторные линии насекомых-вредителей и полезных хищных клещей.
Ещё мы планируем отвести джуниоров в учебную оранжерею и зоологический музей биологического факультета БГУ, чтобы они ознакомились с методами формирования различных коллекций, а не только коллекций микроорганизмов.
Весьма насыщенно! С темами проектов ребята уже определились?
Конечно! Первый выпуск экологических биотехнологов представит следующие исследования:
- «Выделение и изучение почвенных бактерий-антагонистов фитопатогенов»,
- «Выделение и изучение почвенных микроорганизмов-деструкторов растительных остатков»,
- «Выделение и изучение почвенных бактерий, способных к азотофиксации»,
- «Выделение и изучение бактерий, населяющих филосферу, способных стимулировать рост растений»,
- «Выделение и изучение почвенных бактерий, способных к фосфатмобилизации».
Заключительный вопрос: те, кто увлечётся экологической биотехнологией, в какие ВУЗы смогут поступить?
Прежде всего, это биологический факультет БГУ, специальности «Биология», «Микробиология», «Экология», «Фундаментальная и прикладная биотехнология». В БГТУ на факультет технологии органических веществ, а также в БГАТУ на инженерно-технологический факультет и в БГСА – там ряд факультетов прямо или косвенно связан с биотехнологической деятельностью.
Перечень профессий, которые можно освоить: биоинженер, биолог-исследователь, биофармаколог, генетик, биохимик, генный инженер, биотехнолог, микробиолог. Многие из этих профессий являются одними из самых перспективных в будущем!
Кураторами направления «Экологическая биотехнология» являются:
Феклистова Ирина Николаевна – заведующий НИЛ молекулярной генетики и биотехнологии при кафедре генетики биологического факультета Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук;
Гринёва Ирина Александровна – старший преподаватель кафедры генетики биологического факультета Белорусского государственного университета, старший научный сотрудник НИЛ молекулярной генетики и биотехнологии Белорусского государственного университета.
Программа реализуется при содействии Белорусского государственного университета.