С проектом изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь можно ознакомиться на русском и белорусском языке. Мнения граждан относительно содержания проекта изменений и дополнений, а также возможные предложения по его совершенствованию направляются в Национальный центр правовой информации:по электронной почте sbor@ncpi.gov.by;посредством электронной формы;в письменном виде по адресу 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а, НЦПИ, с пометкой «Конституция».
Поступившие материалы будут обобщаться и систематизироваться Национальным центром правовой информации.
Предлагаемые изменения и дополнения:
Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула и 80 статей (более 160 нормативных положений). Исключены 2 статьи.
Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими более 50 новых нормативных положений.
Текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей.
Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.
Основные изменения:
- положения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции), актуализированы (осовременены) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений;
- включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54);
- сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства;
- особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47);
- повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45);
- государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51);
- Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету;
- закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46);
- Всебелорусское народное собрание — станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти (глава 31).
Полномочия ВНС:
- принимать основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития);
- предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;
- предлагать проведение республиканского референдума;
- предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;
- рассматривать вопрос о легитимности выборов;
- принимать решение об импичменте Президенту;
- вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;
- рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;
- вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии;
- закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц;
- Организационная структура ВНС — Президиум, Председатель и его заместители, избираемые делегатами Собрания. Срок полномочий — 5 лет, проведение заседаний — ежегодно. Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием.
В отношении должности Президента предлагается:
- ужесточение требований к кандидатам (повышается возраст — не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);
- введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);
- упрощение процедуры импичмента (новое основание — систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);
- упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами;
- придание указам подзаконного характера (статья 85);
- наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);
- закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).
Изменения в деятельности Парламента и Правительства:
- для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93);
- предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95);
- депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98);
- назначение на должности всех «ключевых» руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98);
- возложение на Председателя верхней палаты Парламента — Совета Республики — полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881);
- законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);
- Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107);
- для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);
- из Конституции исключаются положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц;
- усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).
Изменения в избирательном процессе:
- закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием) (статья 71);
- снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей) (статья 64);
- урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);
- сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе (статья 69);
- сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).
- уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
Изменения в судебной системе:
- изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);
- закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);
- существенное повышение статуса и значения Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет:
давать толкование Конституции; - выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум; - оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента;
- выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;
- рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
- по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции.
Рассмотрев и приняв предложения по изменению и дополнению Конституции, с одной стороны, мы создаем правовую основу развития Республики Беларусь на десятилетия вперед, с другой — создаем механизмы, которые обеспечат это развитие и обезопасят белорусскую государственность.